Компьютер в школе

фото: Extra Ketchup через photopin cc

Статья опубликована в журнале «Директор школы» в марте 2010 года. Перепечатывается с редакционными правками и сокращениями.

Может возникнуть ощущение, что задача поддержания порядка в программном обеспечении и управления им возникла совсем недавно и непосредственно связана с деятельностью правоохранительных органов в области защиты интеллектуальной собственности, однако ощущение это ошибочно. С тех пор как в образовании появились первые компьютеры, как только на них стали устанавливаться компьютерные программы, уже тогда возникла необходимость в управлении и учете ПО. В современной школе количество используемых компьютерных программ возросло в десятки раз, компьютерный парк продолжает расти, повсеместно распространяется Интернет. В итоге задача управления и поддержания порядка приобрела значимые масштабы, и повышенное внимание прессы и правоохранительных органов — это лишь отражение ситуации. На отсутствие порядка, понимания ответственности и рисков становится все труднее закрывать глаза.

Забота о программном обеспечении включает в себя две одинаково важные задачи. Необходимо поддерживать порядок как непосредственно на компьютерах школы, так и в лицензионной и учетной документации. И преимущества управления прораммами не ограничиваются только правовыми аспектами. Если компьютерам, используемым в учебном и хозяйственном процессах, уделяется внимание «по остаточном принципу», это зачастую приводит к проблемам технологического характера. Несовместимые программы, отсутствие своевременно обновляемой защиты от вирусов, данные и программное обеспечение из неизвестных источников — все это снижает надежность программно-аппаратных комплексов, а значит, создает проблемы в применении их в ежедневной деятельности. Простыми словами, компьютеры «зависают», заражаются вирусами, выходят из строя. На устранение неполадок требуются дополнительные силы и время, аварийные работы — это всегда стресс.

Напротив, если подходить к содержимому жестких дисков комплексно, утверждать состав программного обеспечения, ответственно и регулярно поддерживать порядок, системные сбои можно предотвратить, повысив надежность, избежав перебоев в учебном процессе, вызванных поломками компьютеров. Вынужденные простои, необходимость совершать лишние действия, затрачивать дополнительные усилия на устранение последствий каких-либо проблем — источник снижения эффективности работы всего образовательного учреждения. Ответственный технический сотрудник, затрачивающий усилия на устранение проблем, которых можно было избежать, — это в большинстве случаев по совместительству преподаватель информатики, который мог бы направить свои усилия в конструктивное русло, на учебный процесс.

Этот же системный подход и регулярные меры позволяют в том числе снизить и юридические риски, связанные с возможными нарушениями интеллектуальных прав. Логика проста: если мы в точности знаем, какие программы установлены на компьютерах, тогда мы в точности знаем, лицензионное это программное обеспечение или нет, и можем оперативно и самостоятельно принимать соответствующие действия.

Стоит отдельно разъяснить термин «лицензионное ПО». Часто это понятие ошибочно приравнивают к платному программному обеспечению, противопоставляя ему так называемое «свободное ПО». На самом же деле практически любые компьютерные программы являются лицензируемыми независимо от их платности или бесплатности. Лицензия на программное обеспечение — это соглашение между производителем и пользователем. В ней содержится ряд условий, согласно которым программное обеспечение должно эксплуатироваться. Это может быть количество компьютеров, на которые можно установить ПО, количество одновременно подключенных к программе пользователей, сроки подписки на использование ПО и другие ограничения. Соглашение может также содержать и дополнительные бонусы для легальных пользователей, например возможность установки программного обеспечения на личные компьютеры преподавателей без дополнительной оплаты. Важно знать и соблюдать эти условия. «Свободное ПО» также распространяется в рамках лицензионных соглашений, таких, как, например, GNU GPL, BSD, Creative Commons. И эти лицензии также накладывают ограничения и обязательства на пользователя, их также важно знать и соблюдать.

Тщательный учет и уход за программами на компьютерах и соответственно знание о том, сколько экземпляров каждого ПО используется в школе, — однозначное подспорье в финансовых расчетах. При этом преимущества получают как учебные заведения с собственными бюджетами и дополнительными источниками финансирования, так и школы менее благополучных регионов, которым точная информация как минимум упрощает составление отчетности. Планирование бюджета на поддержание и развитие компьютерного парка, особенно в условиях острого дефицита средств, значительно проще осуществлять, имея точные данные.

Обеспечить первостепенные меры в наведении порядка — не такая сложная задача, как может показаться. При этом нельзя не принимать во внимание трудности большого процента школ России, связанные с наличием квалифицированных кадров да и попросту отсутствием должностей в штатном расписании для специалистов в области информатизации. Соответствующие шаги и меры необходимо предпринимать с учетом данных особенностей. Отсутствие кадров, многообразие источников поступления программного обеспечения в школы, необходимость предоставления директорам максимально удобной и понятной типовой регламентной документации — все это учитывается в разрабатываемых в настоящее время независимыми организациями методических рекомендациях и программах повышения квалификации.

Первым шагом на пути к наведению порядка должно быть издание соответствующего приказа, распоряжения на уровне директора школы или соответствующего органа управления образованием. Приказ должен содержать, во-первых, декларативные положения о необходимости соблюдать порядок на компьютерах, лицензионные соглашения. Задача декларативных положений — донести до сотрудников и учащихся сам факт наличия проблемы управления ПО, обеспечить их осведомленность и показать официально поддержанную заботу о компьютерном парке. Во-вторых, приказ должен вводить в действие пакет инструкций и регламентов, а также декларировать ответственность за их нарушение. Для упрощения задачи на этом этапе достаточно формулировки «соответствующие регламенты и должностные инструкции». Конкретные инструкции будут разработаны и введены в действие впоследствии. И, конечно же, в приказе должны быть назначены ответственные лица. В идеале каждой школе необходимо два ответственных лица: за установку и удаление программ и за учет программного обеспечения. Учитывая кадровые и бюджетные трудности, разумно делегировать эти полномочия имеющимся штатным единицам. Например, ответственность за учет передать материально ответственному лицу, а ответственность за установку, удаление и уход за программами на компьютерах — имеющемуся специалисту по информатизации или преподавателю. Разделение полномочий и ответственности осуществляется с целью перекрестного контроля и возможности подмены друг друга в чрезвычайных ситуациях. Ясно, что не каждая школа может позволить себе и такую кадровую структуру, поэтому она является рекомендованной и может быть адаптирована. В отдельных случаях ответственным за весь комплекс мер может стать непосредственно сам директор школы. Инициативу на себя могли бы взять органы управления образованием, в таком случае соответствующими кадрами можно было бы обеспечить на все подотчетные школы административно-территориального образования.

Начать наводить порядок можно и рекомендуется с учетной документации на приобретенное или полученное иным законным путем программное обеспечение. Нужно аккуратно перепроверить все документы, включая письма, договоры, акты, накладные, чеки и другие доказательства приобретения или безвозмездного получения, каталогизировать их, выписав все числовые показатели и ограничения, например количество полученных экземпляров, ограничения по количеству пользователей и процессоров и т.п. Если в процессе наведения порядка в документации обнаружатся недочеты, в том числе утеря документации, необходимо принять меры по их устранению. Утеря документации — это отсутствие доказательств легальности источника получения компьютерных программ, что потенциально может создать трудности как в получении технической поддержки, так и при возможных проверках. Обращайте особое внимание и также внесите в реестр даты окончания подписки или аренды тех программных продуктов, которые имеют такие ограничения. Обычно предписывают продлить подписку или уничтожить все экземпляры просроченного программного обеспечения, и вам нужно быть готовыми к указанным действиям и знать о наступлении соответствующего срока.

На следующем этапе вам очень пригодится помощь производителей, поставщиков и распространителей программного обеспечения. Как только вы установили, какие программы школа использует и собирается использовать в дальнейшем, нужно изучить особенности лицензионных соглашений. Самостоятельное ознакомление с ними, несомненно, полезно, но очень трудоемко. Поэтому или готовьтесь к многочасовому чтению, или обратитесь к профессиональным консультантам. И крупные поставщики, включая Microsoft, вам с удовольствием помогут бесплатно. Поставщик всегда знает особенности своих продуктов и разъяснит вам требования. В случаях со «свободным ПО» для школ и с пакетами типа «Первая ПОмощь» можно и нужно обращаться в специализированные службы поддержки. В итоге вы должны зафиксировать основные лицензионные требования, что является основанием для наведения и поддержания порядка, а также показателями, относительно которых будет осуществляться контроль. При самостоятельном изучении лицензионных требований и доказательств лицензии можно обращаться также к источникам в Интернете. Хорошим примером является сайт http://www.microsoft4you.ru, где собраны и в доходчивой форме изложены требования компании Microsoft.

Как только известны все лицензионные требования, можно приступать к наведению порядка на компьютерах, к приведению используемого ПО в соответствие с легально приобретенными лицензиями. Рекомендуется полностью переустановить все компьютеры заново, так как данная операция, несмотря на ее кажущуюся сложность, значительно менее трудоемка, чем кропотливая настройка каждого ПК в отдельности. В среднем на компьютере, за которым не осуществлялся тщательный контроль, может быть установлено более ста наименований ПО, при том что в учебном процессе применяется не более десяти-двадцати. Часть программ может быть с нелицензионными ключами, часть несовместима, часть устарела. Приступая к полной переустановке, рекомендуем разработать и утвердить типовые конфигурации ПК. Наиболее эффективно типовые конфигурации разрабатывать в масштабе всех школ региональной образовательной системы, а не по каждому учреждению отдельно. В процессе разработки, подбирая те или иные наименования программ из числа уже имеющихся или планируемых к установке, нужно соизмерять системные требования с имеющимся аппаратным обеспечением. Стандартные типовые конфигурации могут включать, например, ПК класса информатики (ПК учащегося), ПК учителя в классе, типовое рабочее место сотрудника школы, типовое рабочее место бухгалтера. Помимо типовых конфигураций ПК необходимо определить перечень программного обеспечения, не вошедшего в типовые конфигурации, но допустимого к использованию в других случаях, например на автоматизированном рабочем месте директора.

Итоги всех перечисленных работ таковы: каталог лицензий и доказательной документации, переустановленные в соответствии с лицензиями компьютеры и уверенность в том, что на момент окончания работ наведен порядок. Помимо того, вы будете обладать точными знаниями о своем компьютерно-программном парке, и о точности соблюдения лицензионных соглашений. С этого момента вступают в силу меры по поддержанию порядка. И эти меры должны быть обеспечены соответствующими инструкциями. Компьютеры сложнее поддерживать в порядке, чем какие-либо другие хозяйственные активы. Преподаватели, в подавляющем большинстве случаев по незнанию, приносят программы из дома или приобретают в магазинах самостоятельно. Учащиеся скачивают программы из Интернета, приносят на присоединяемых носителях, «взламывают» ключи защиты. Первые меры уже приняты, и издан соответствующий приказ, запрещающий подобные действия. Дополнительно необходимо обеспечить инструкциями ранее назначенных ответственных лиц. В их задачи должна входить регулярная перепроверка компьютерного парка на предмет появления лишнего программного обеспечения, установка лицензионного ПО, удаление просроченного, поддержание в порядке соответствующих реестров и учетных журналов.

© Alexander Golev & Partners Software Asset Management Experts Ltd. Сайт использует Nesta Ruby CMS.
Яндекс.Метрика