Типичные ошибки SAM. N2: ПО – забота айтишников

Почти повсеместно, как только речь заходит о лицензиях на ПО, или управлении ПО, начальство отмахивается: «Это к моему айтишнику, я в этом ничего не понимаю». Отворачивается и уходит заниматься своими высокими материями.

Начальство можно понять. Оно не обязано разбираться в «каких-то там компьютерах». Для этого у начальства есть айтишники. И в этом я их поддерживаю. Мало того, нечего начальству вмешиваться в детали работы айти, это чаще мешает, чем помогает.

И на том бы стоило и закончить, если бы лицензии на ПО имели отношение к айти.

Разъяснения? С изрядной долей скептического сарказма и верой в светлое будущее, приступим.

Права

Что такое, по сути, лицензионное соглашение? Это документ, декларирующий права пользователя, предоставленные производителем ПО. Проще говоря, правила пользования ПО, которые нельзя нарушать.

Кто является конечным пользователем в организации? Сама организация. Разжёвываю: за нарушение лицензионного соглашения несёт ответственность организация, пользующаяся ПО.

Кто отвечает за деятельность организации? Её руководитель. В ряде случаев основным обвиняемым может стать старший айтишник, но руководитель всё равно страдает: несёт ответственность наряду с айтишником, борется с проблемами, вызванными следствием и т.д.

Приобретая лицензии на ПО, организация как бы заключает виртуальный договор с производителем. Уважаемый Руководитель, Вы все договоры подписываете, не читая их?

Деньги и учёт

Кто выделяет деньги на покупку лицензий? Даже если предположить, что самостоятельно айти отдел, откуда у него деньги? Конечно же, из бюджета организации.

Уважаемый Руководитель, ради интереса, задайте вопрос своим айтишникам: на какое ПО потрачены деньги за прошедший год? Смогут ответить внятно и точно и обосновать документально?

Кто отвечает за приёмку ПО? Бухгалтерия или закупщики. В большинстве случаев всё равно документы оказываются в бухгалтерии.

Уважаемый Руководитель, сходите в бухгалтерию, попросите их показать все бумаги на закупку ПО за прошедший год. Как быстро они это сделают? А если проверка нагрянет? И вообще, ответ на эту просьбу почти всегда так непредсказуем и занимателен!

Компьютеры

Кто ставит ПО на компьютеры? Прежде чем с ухмылкой отвечать, что, «ну это-то точно делают айтишники», подумайте, а пользователи у вас сами ставят ПО на свои компьютеры? Два варианта ответа:

1. Не ставят сами.

Уверены? Как это регулируется? Кем проверяется? Как регулярно?

2. Ставят сами.

…и вряд ли даже думают о нарушении лицензионных прав.

Роли исполняют

 В среднего размера организации, в очень упрощённом виде, лицензионными правами на ПО «затронуты» следующие действующие лица:

Генеральный директор Определяет развитие организации, осуществляет общее управление. Отвечает за деятельность организации перед Законом и акционерами.
Финансовый директор Распределяет средства. Отвечает за отдачу от вложений.
Юрист Юрист — он и есть юрист. Отвечает за корректность контрактов, качество документации, соблюдение законов.
Главный бухгалтер Ведёт бухгалтерский и налоговый учёт, зачастую осуществляет закупки. Отвечает за качество ведения учёта, наличие и корректность документов, сопровождающих поставку.
Завхоз Заведует хозяйством. Отвечает за сохранность материальных ценностей и порядок в них. Подсказка: коробки, носители, руководства и т.п..
Айтишник Заведует айти. Отвечает за работу айти в целом. Отвечает за то, чтобы действия айти не нарушали лицензионные права.

Если же вся ответственность ложится на плечи айтишника, представьте себе, какие к нему предъявляются требования, как минимум:

  1. Делать всё то, что делает айтишник;
  2. Уметь читать лицензионные соглашения (а вы попробуйте сами);
  3. Разбираться в ГК РФ, части 4 (права на ПО);
  4. Разбираться в соответствующих статьях УК РФ и комментариях к ним (наказание за нарушение лицензионных требований);
  5. Разбираться в бухгалтерском учёте (оборотные ведомости, книги покупок, основные средства и т.п.);
  6. Знать контрактное право, уметь находить и проверять правильность оформления соответствующих документов (договоры, акты, накладные, счета-фактуры);
  7. Уметь вести управленческий учёт всего и вся, связанного с лицензиями на ПО: от покупки до списания.
  8. Разбираться в вопросах окупаемости инвестиций в ПО; 
  9. Поддерживать рабочие связи с бухгалтерией, юристами, безопасностью и т.п.

И швец, и жнец, и плотник, и скорняк.

Уважаемый руководитель, вы легко представляете себе такого специалиста? Я с трудом.

Вы всё ещё стоите на своём?

Выводы, я надеюсь, очевидны. Лицензии на ПО — забота каждого, а вовсе не одного айтишника. В противном случае деньги тратятся неизвестно на что, организация соглашается соблюдать неизвестно что, а в случае проверки что-нибудь наверняка произойдёт, и кто-то кое-где порой может быть наказан. Как-то так, в общем, вполне может быть.

© Alexander Golev & Partners Software Asset Management Experts Ltd. Сайт использует Nesta Ruby CMS.
Яндекс.Метрика